Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображение: Настройки Обычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Версия для слабовидящих
 
 

Нормативно-правовая база


Методическое письмо по нормативно-правовому обеспечению введения православного компонента дошкольного образования/ Авторы-составители: Е.В. Аристархова, С.И. Самсонов. – Саратов: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования», 2016. – 5 с.

Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
С 1 сентября 2015 года 6 дошкольных образовательных учреждениях Саратовской области приказом от  25.08.2015 года № 2573 регионального министерства образования определены пилотными по введению православного компонента дошкольного образования.
Реализация задач духовно-нравственного воспитания образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 г.) «О свободе совести и религиозных объединениях».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО (является дополнением к «Стандарту православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений РФ», утвержденного решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27.07.2011 г.).
5. Приказ министерства образования Саратовской области от 25.08.2015 г. № 2573 «Об утверждении перечня дошкольных образовательных организаций Саратовской области, определенных пилотными по введению православного компонента дошкольного образования с 1 сентября 2015 года».
Федеральный уровень:
 
1. Основные статьи Федерального закона №  273 «Об образовании в Российской Федерации».
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 2 даны определения понятий «образование», «воспитание».
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания                            и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического                        и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Для определения возможности использования православного компонента дошкольного образования в образовательной деятельности муниципальных образовательных организаций Саратовской области, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования (далее – Программы), необходимо проанализировать еще ряд статей Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с частью 6 статьи 3 одним из принципов государственной политики в сфере образования является светский характер образования в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В соответствии с частью 5 статьи 12 образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
При разработке Программы необходимо учесть положение части 2 статьи 14 о том, что в образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
Часть 6 статьи 87 устанавливает требования к учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий).

2. Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 г.) «О свободе совести и религиозных объединениях».
В соответствии со  статьей 5 каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.
Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. По письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных организациях, указанные образовательные организации на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.
 
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, образовательная программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
В соответствии с п. 2.9 ФГОС ДО в части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: Стандарт определил структуру Программы дошкольного образования, в том числе и парциальной.
 
4. Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО (является дополнением к «Стандарту православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений РФ», утвержденного решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27.07.2011
Православный компонент дошкольного образования может быть использован в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на добровольной основе (по согласию педагогического коллектива и заявлению родителей или лиц, их замещающих).
Православный компонент дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлен на духовно-нравственное, социальное, личностное и психологическое развитие детей, содействует формированию соответствующей развивающей среды в детском саду, способствует решению задач обучения, воспитания и развития детей на традиционных ценностях.
Православный компонент дошкольного образования включается в  содержание образовательной деятельности в часть, формируемую участниками образовательного отношений, с учетом региональных, культурных, демографических и иных условий.
Православный компонент дошкольного образования охватывает все виды детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
 
Региональный уровень:
 
1. Приказ министерства образования Саратовской области от 25.08.2015 г. № 2573 «Об утверждении перечня дошкольных образовательных организаций Саратовской области, определенных пилотными по введению православного компонента дошкольного образования с 1 сентября 2015 года».
Данный приказ обеспечивает введение и реализацию православного компонента дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Саратовской области с 1 сентября 2015 года.
 
Локальный уровень:
 
1. Приказ «Об участии ДОУ в пилотном проекте по введению православного компонента дошкольного образования с 1 сентября 2015 года».
В соответствии с данным приказом определяются конкретные виды деятельности ДОУ по введению  и реализации православного компонента дошкольного образования.